Воспитательная работа в лицее
Основные направления воспитательной работы в лицее
Основные направления воспитательной работы в лицее
В соответствии с Рабочей программой воспитания МАОУ Сибирского лицея г. Томска на 2023 - 2028 гг. в центре воспитательного процесса находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира, приобщение к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе, формирование у них основ российской идентичности, ценностных установок и социально-значимых качеств личности; их активное участие в социально-значимой деятельности.
Цель воспитательной работы: обеспечение позитивной динамики развития личности ребенка посредством вовлечения его в социально-значимую деятельность лицея.
Задачи:
- интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся на основе системности, целесообразности и не шаблонности воспитательной работы;
- развитие и расширение сфер ответственности ученического самоуправления, как основы социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого обучающегося;
- создание и педагогическая поддержка деятельности детских общественных организаций (РДДМ);
- создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений обучающихся как в классах, так и рамках образовательной организацией в целом;
- инициирование и поддержка участия классов в общелицейских ключевых делах, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;
- реализация воспитательных возможностей дополнительного образования и программ внеурочной деятельности; определение и реализация индивидуальных профессиональных маршрутов обучающихся 7-11 классов в рамках пилотной апробации регионального проекта ранней профессиональной ориентации «Билет в будущее»;
- развитие ценностного отношения обучающихся и педагогов к своему здоровью посредством участия ВФСК ГТО;
- формирование и опыта ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- повысить ответственность педагогического коллектива за эффективность и качество подготовки одаренных учащихся;
- активизировать работу по формированию команды педагогов, решающих проектные задачи, повысить их компетентность в данном направлении;
- внедрение лучших практик сопровождения, наставничества и шефства для обучающихся, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным образовательным программам в рамках внеурочной деятельности;
- активизация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией в решении вопросов воспитания и обучения обучающихся.
Реализация этих целей и задач предполагает:
- создание единой воспитательной атмосферы лицея, которая способствует успешной социализации и личностному развитию ребенка, педагога, родителя в условиях реализации ФГОС;
- создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности, для охраны здоровья и жизни детей
- создание условий проявления и мотивации творческой активности воспитанников в различных сферах социально значимой деятельности;
- развитие системы непрерывного образования; преемственность уровней и ступеней образования; поддержка исследовательской и проектной деятельности;
- освоение и использование в практической деятельности новых педагогических технологий и методик воспитательной работы;
- развитие различных форм ученического самоуправления;
- дальнейшее развитие и совершенствование системы дополнительного образования в лицее.
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы лицея:
1. «Ключевые лицейские дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общелицейские дела, в которых принимает участие большая часть обучающихся и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами и детьми. Это комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для обучающихся, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив.
Для этого в лицее используются следующие формы работы: социальные проекты, акции, открытые дискуссионные площадки, общие родительские и ученические собрания, Единый День профилактики правонарушений, досугово-развлекательная деятельность и др.
2. «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель, воспитатель) организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему класса (группы); работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями обучающихся или их законными представителями.
3. «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через: вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, формирование в кружках, секциях, клубах, студиях детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; поддержку в детских объединениях обучающихся с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций. Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит с применением содержания мероприятий и проектов РДДМ, «Разговоры о важном», дополнительного образования в рамках, следующих выбранных обучающимися ее видов: познавательная деятельность, художественное творчество, туристско- краеведческая деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность, трудовая деятельность, игровая деятельность.
4. «Школьный урок»
Реализация педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее: установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;.
Реализация воспитательного потенциала курса происходит с применением содержания мероприятий и проектов РДДМ, «Разговор о важном», «Россия – мои горизонты».
5. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а учащимся – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Поскольку обучающимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление.
6. «Экскурсии, походы»
Экскурсии, походы помогают обучающимся расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внеучебных ситуациях. На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. выездные экскурсии в музей, на предприятие; на представления в кинотеатр, драмтеатр, цирк, зоопарк.
7. «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и обучающихся по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение обучающихся; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб обучающихся. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить лицеиста к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность учащихся к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности:
8. «Лицейские медиа»
Цель медиа – развитие коммуникативной культуры обучающихся, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации обучающихся. Воспитательный потенциал медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности: разновозрастный редакционный совет подростков, старшеклассников и консультирующих их взрослых, целью которого является освещение (через газету, сайт, радио) наиболее интересных моментов жизни, популяризация ключевых дел, мероприятий, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления; размещение созданных детьми рассказов, стихов, сказок, репортажей.
9. «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно- эстетическая среда, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию учащимся лицея. Воспитывающее влияние на осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой как: оформление интерьера помещений; размещение на стенах регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ обучающихся, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в лицее; озеленение территории, благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе с обучающимися своих классов, позволяющее обучающимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми;
10. «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и лицея в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности: общелицеский родительский комитет, участвующий в управлении и решении вопросов воспитания и социализации их детей; общие родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся; педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей, в ходе которого родители получают рекомендации классных руководителей и обмениваются собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей; родительские дни (дни открытых дверей), во время которых родители могут посещать уроки и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в лицее; родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов различных организаций-партнеров.
11. «Безопасность» (профилактика)
Совместная деятельность педагогов и обучающихся по направлению «Безопасность» включает в себя формирование в сознании обучающихся ценности понятий здоровья и здорового образа жизни при консолидации сил всех заинтересованных сторон: лицея, здравоохранения, социальной защиты, общественности, родителей. Развитие системы, способствующей сохранению жизни и здоровья всех субъектов образовательного процесса. Обеспечение безопасных условий пребывания, охраны жизни и здоровья обучающихся позволяет формировать у обучающихся систему знаний о здоровом образе жизни, мотивацию на сохранение и укрепление здоровья.